Устройство и принцип работы автомобильного кондиционера
История автомобильного кондиционера началась довольно давно. В далеком 1939 кондиционер изобрела компания Packard, а в 1940 первый автомобиль компании был оснащен встроенным на заводе авто кондиционером. Идея кондиционера в салоне настолько прижилась, что к 1969 году более половины всех новых автомобилей имели кондиционер.
Устройство и принцип работы автомобильного кондиционера за более чем полвека изменились незначительно, им и будет посвящена эта статья.
Итак, кондиционер работает, охлаждая и удаляя влагу из воздуха в салоне вашего автомобиля. Принцип его работы основан на законе физики, который гласит, что при переходе вещества из жидкого состояния в газообразное тепло поглощается, а при переходе обратно, тепло отдается. В данном случае это вещество – газ фреон R134a, который и поглощает тепло в салоне автомобиля.
Любая система автомобильного кондиционирования является почти замкнутой и герметичной системой трубок, заполненных фреоном и специальным маслом, растворимым в жидком фреоне (оно необходимо для смазки компрессора и всей остальной системы).
Схема работы автомобильного кондиционера выглядит так:
— Компрессор сжимает хладагент, отчего он сильно разогревается.
— Горячий хладагент гонится по трубкам в конденсатор, где фреон конденсируется в жидкость и выходит из узла уже в жидком состоянии.
— Затем он попадает в ресивер-осушитель, там фильтруется от амортизационного мусора, а после попадает напрямую в магистраль из трубок, идущую в салон автомобиля.
— Проходя через терморегулирующий вентиль, хладагент попадает в испаритель. На этом участке системы он переходит в газообразное состояние, при этом значительно охлаждаясь.
— Проходя через салонный испаритель, он охлаждает его трубки почти до ледяного состояния, далее вентилятор прогоняет через них воздух в салон автомобиля.
— После этого фреон вновь попадает в компрессор, цикл завершается и всё начинается сначала.
Компрессор является самым сложным и самым дорогостоящим элементом системы кондиционирования. Он отвечает за сжатие холодного газообразного хладагента и за перевод его в жидкое теплое состояние. Компрессоры бывают разных типов – самые распространенные сегодня компрессоры поршневого или роторного типа, приводимые в движения коленчатым валом автомобиля.
Конденсор или конденсатор, иногда его называют просто радиатором кондиционера, служит для тех же целей, что и радиатор двигателя – выведение тепла из системы в окружающую среду. Здесь фреон переходит из газообразного состояния в жидкое. Очень важно следить за чистотой конденсора, ведь от того насколько он охлаждает хладагент и зависит эффективность всей системы в целом. Обычно он находится в подкапотном пространстве перед радиатором охлаждения двигателя.
Ресивер-осушитель – это резервуар, заполненный осушителями, небольшими гранулами, поглощающими воду. Он отвечает за удаление лишней воды, которая может попасть в систему. Если вода останется, то образуются кристаллы льда, которые могут привести к порче всей системы. Также там оседают крупинки мусора, которые могут появится при прохождении фреона через компрессор или конденсатор.
Испаритель похож на радиатор – он состоит из катушек, трубок и рёбер. Через него вентилятором прогоняется либо наружный воздух, либо воздух из салона (в режиме рециркуляции). Воздух проходит через разветвленную поверхность испарителя, охлаждается, а на испарителе конденсируется влага из воздуха, которая стекает в поддон и удаляется из салона.
Теперь вы представляете каким образом кондиционер обеспечивает комфорт вашего передвижения на автомобиле. Мы в ПокрышкинЪ уверены, что знание своего автомобиля дает вам возможность избежать многих проблем и даже дорогостоящего ремонта, а также быть во всеоружии на станциях технического обслуживания. Мы подобрали несколько простых советов от наших специалистов, которые помогут добиться максимальной эффективности вашего кондиционера и продлить ему жизнь.
PS
На фото тот самый Packard 1939 года, который мог быть оснащён установкой кондиционирования воздуха в заводской комплектации.